Заметка об интересе к Хокку

Заметка о моём знакомстве с искусством  Хокку
( традиционные японские стихи
в форме трехстишья, в оригинале
состоящие из 17 слогов в одном столбце иероглифов)

Это так чудесно , кратко,
ёмко, образно.
Затронуло душу  с детства!

Миниатюры в рисунках, акварелях, словах, символах , образах,
так ВОЛШЕБНЫ, изящны, будто ювелирные произведения искусств!
Удивительно!

Впервые меня познакомил с искусством Хокку
мой дедушка, любитель книг,
литературы, Николай Львович Кожевников
(26.11.1893-2.08.1982)
преподаватель  РАБФАКА  в Иркутске .

Кожевников Николай Львович (26.11.1893-4.08.1982)

Кожевников Николай Львович, выпускник Петербургской(Ленинградской) сельско хозяйственной академии, Учительской семинарии г.Тверь. Преподаватель математики и агрономии . РАБФАК, сельхоз факультет. ИРКУТСК


Там у него были друзья, интеллигентные люди, преподаватели,
китайцы, мастера выражать свои наблюдения именно в стиле ХОККУ.
Они приходили в гости в большую квартиру , находившуюся на территории Иркутского Университета , выделенню моей бабушке
Тимониной Александры Яковлевны (23.05.1902-15.03.1961) —

преподавателя РАБФАКА  и профессора химии Иркутского университета. 

Тимонина Александра Яковлевна 31.05.1902-15.03.1961

Выпускница Иркутского государственного университета, кафедра ХИМИИ(1918-1923).Преподаватель химии Горный РАБФАК , профессор химии Иркутский государственный университет.

И много вдохновляли общением, рассказами,
литературными изысками и философией ЦИГУН.
Цигуном дедушка занимался до конца своих дней, прожил 89 лет, всегда был здоров и бодр.
Дедушка меня и моего брата ,увлекавшегося поэзией, с детства так нас всегда настраивал:
писать кратко, выражать свои мысли
лаконично и в тоже время исчерпывающе…
Он читал на память многие примеры Хокку , особенно, об ароматных тополиных молоденьких
клейких листочках весной, но я сейчас текст не помню точно :

 

«Солнцу раскрылся
Тополя клейкий листок… 
Запах любимый…»

Я c детства люблю стиль изобразительного искусства ГРАФИКА .
Когда училась в КГХИ — Художественном ВУЗе в Киеве,
на факультете Искусствознания (Факультет Теории Истории Искусств),
мы изучали там и тему японской поэзии , культуры .
Наш преподаватель
Доктор искусствоведения ,
профессор Белецкий Платон Александрович художник-искусствовед, специалист

по восточной культуре и искусству показывал иероглифы и ХАЙКУ (хокку),
где именно иероглифами передавался поэтический образ.
Все студенты ходили к нему на лекции по адресу
Никольско Ботаническая 14/9,
в его огромную 5 комнатную квартиру ,на 5 этаже,
которая выглядела как художественный музей и библиотека.
В зале, вдоль стен которого были стеллажи с прекрасными  собраниями книг на разных языках.Нас поражало, как легко профессор Белецкий брал книгу с полки и зачитывал текст, тут же переводя его , например, с немецкого…
Мы рассаживались на диване и стульях, креслах за огромным стол красного дерева
(такой же, как и у моих родных в Иркутске был).
Александр Платонович нам часами рассказывал
об искусстве, показывал раритеты истории , о своих путешествиях по Японии, Китаю.

 Да , я тогда была очарована этим.
И мы с моей единомышленницей , Ольгой Дмитриевной Смирновой, (16.09.1944-24.06.2013)

Смирнова Ольга Дмитриевна (слева) Директор ДХШ Желтые Воды.Справа -Преподаватель,искусствовед Васильева Наталия Евгеньевна.

Смирнова Ольга Дмитриевна выпускница Славянского государственного университета, Всесоюзного Университета им.НК, Крупской (Москва), училась на кафедре Изобразительного искусств у профессора,художника -педагога , Бориса Михайловича НЕМЕНСКОГО. Преподаватель изобразительного искусства в средней школе, руководитель Методического Объединения учителей изобразительного искусства г. Желтые Воды. Учитель методист. (16.09.1944-24.06.2013)

 разработали проект и организовали в 1998 году  
Желтоводскую  детскую художественную школуна базе сш № 3 имени Н.Островского,
г.Желтые Воды,
где и преподавали такие виды изобразительного искусства : РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОМПОЗИЦИЯ , СКУЛЬПТУРА, ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.
ДХШ Желтые Воды
Р
азработали авторскую программу

открытых занятий по японской культуре, графике, создание образа хокку в графическом виде и смысловом словесном отображении.

Ольга Дмитриевна Смирнова так же очень любила стиль Хокку ,
а также олицетворяющие ,в её понимании этот стиль ,   нежные цветочки космеи.

Цитировала Масаока Сики
«Нарисован пион»: Нарисован пион —
тушь и кисти так и остались
лежать на блюде…

Акварель и гуашь ,
рисовая бумага или тисненная акварельная ,
кисть, бамбуковое перо, и музыка
для создания атмосферы творчества.
«Открытые » занятия- значит, как

Презентация, с музыкой, историей, декламацией хокку
Мацуо Басё 
Полевой цветок:

«Полевой цветок

В лучах заката меня
Пленил на миг.»

Демонстрировался  зрительный  ряд на экране 

Хокку Мацуо Басё (пейзажи, цветы , прекрасная сакура) .
Приходили учителя, родители ,гости, любители искусств.
Затем занятию сопутствовало музыкальное сопровождение — МЕДИТАЦИЯ .
для вхождения в творческое состояние художественного воображения

и исполнение творческих композиций. Устраивали  выставки детских рисунков по этой теме.
Мне чрезвычайно нравится этот принцип: лаконизм ,
описать кратко, выразительно,
насыщенно, ярко и ёмко суть природного явления
в настоящем моменте, передать его трепетность, живость и красоту!
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.